Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:28 

Как я слушала Radiohead

Макавити
not there!
Мы с друзьями затеяли флэшмоб «Полюби со мной мою любимую музыку».

Все рассказывают о важных для них исполнителях и о том, почему их любили. Почти у всех получается этакое путешествие по волнам памяти. Мое фанатство тоже осталось в прошлом, но Radiohead все равно главная группа моей жизни, поэтому у меня не было повода выбирать, о ком рассказывать. Хотя я могу еще о моем Дэвиде Боуи, моих Coil и моих Silver Mt. Zion.

Итак, Radiohead. Я услышала их где-то в 1998 году, когда еще училась в школе. Поэтому мое знакомство началось сразу с блестящего OK Computer, я увидела клип No Surprises и понеслось. И музыка, и тема, и сам клип — они просто не могли не впечатлить тогдашнюю меня. Я не знала английского, но смысл песни ухватила уже тогда верно (что бывало у меня очень редко).

Именно Radiohead заставили меня начать покупать музыку. Я накопила денег и купила сразу три альбома: Pablo Honey (1993), The Bends (1995) и, собственно, OK Computer (1997). Тогда еще на кассетах, потому что возможность слушать диски у меня появилась только через несколько лет. Если кто-то помнит, у лицензионных кассет были толстые, раскладывающиеся гармошкой буклеты и это было так круто!

Pablo Honey (1993) — дебют

Это дебютный альбом. Участникам группы около 25 лет, самому младшему Джонни Гринвуду — 22.
Я его слушала меньше всех, он казался мне малоинтересным. Мальчики играют музыку, поют песни. Там была важная, суперуспешная песня Creep, честная гитарная Thinking About You и небольшими кусочками в разных песнях то, за что я полюблю Radiohead.





В целом, это еще поиск себя, своего звучания и своей темы. Том Йорк, солист группы, еще ищет свой голос и даже иногда гроулит, кажется. Альбом непривычно позитивный для Radiohead, бодрый, раздерганный. Я выделяю для себя треки Blow Out и медленную часть Anyone Can Play Guitar. Первый трек за ривьерную легкость и скорость, второй за узнаваемую рэдиохэдовскоую гитарную тягучесть.

Альбом на простоплеере


The Bends (1995) — очень понятный альбом

Через два года было продолжение. Тоже альбом без общей концепции, но все же более собранный на мой взгляд. Хотя это по-прежнему набор несвязанных треков. Суперхиты альбома — меланхолично-мрачная Street Spirit, с очень красивым клипом и дичайше угарный Just, очень роковый, с крайне загадочным клипом. Но мои любимые треки с альбома Fake Plastic Trees и (Nice Dream). Первую я даже сидела переводила с карандашиком и словариком, когда добыла слова. Мне хотелось знать, что там за драма в конце. А там и правда драма:

She looks like the real thing
She tastes like the real thing
My fake plastic love




И (Nice Dream)



Этот альбом я уже любила. Там было то, что должно нравиться подростку — красивый рассказ о том, как все плохо. И все равно это было слишком позитивно :)

Альбом на простоплеере


OK Computer (1997) — самый важный альбом

Большинство фанатов считают его лучшим, самым рэдиохэдовскиим альбомом из всех. Я не согласна, но для меня Radiohead начались именно с него и первые два альбома я слушала ретроспективно, пытаясь выцепить в них то, за что я полюбила OK Computer.

Итак, в группе почти всем тридцать. Меньше юношеского гаражного угара уже поубавилось, больше сложности.

Второй трек Paranoid Android, довольно длинный для рок-альбома, меняет ритм и настроение несколько раз на своей протяженности. По сути, это несколько треков в одном, но собраны очень круто, не разорвать. Там истерика, сожаление, тоска, много-много злости, все как я люблю. И голос у Йорка неприятный, резкий и режущий, козлетон, как сказала институтка. Кстати, об андроидах, название OK Computer — это отсылка к адамсовскому «Автостопом по галактике»



Четвертый трек Exit Music (For a Film) — песня из титров фильма База Лурмана «Ромео + Джульетта». Когда я смотрела фильм, я думала, что это поет сам Леонардо ди Каприо. Песня о том, что мы убежим, очень грустная, с шумом, которого вообще много на альбоме. Я очень любила вот это место:

You can laugh, a spineless laugh
We hope that your rules and wisdom choke you

И надрыв после него.



Тут еще нужно сказать о би-сайдах, треках, которые не выходили на альбомах, но исполнялись на концертах, выходили синглами или еще как-то. Radiohead на бисайдах — это для меня еще один, параллельный Radiohead. Не хуже, несмотря на то, что песни не были отобраны в альбомы. Иногда лучше. Я в конце, наверное, дам список моих любимых песен-не-с-альбомов. А тут хочу поставить еще один трек из «Ромео + Джульетта» Talk Show Host. Медленный, душный. Как же я люблю гитару здесь:



И кто смотрел фильм, помнит, какая там была жара и как медленно танцевала негритянка на улице.
Но вернемся к OK Computer. После Exit Music там идет суперхит альбома Karma Police, фортепианная баллада с клипом о том, как машина преследует человека. Кажется, потом та же тема, только вывернутая, будет в клипе Rabbit in Your Headlights, где тоже поет Йорк. Karma Police — вещь общеизвестная, ее слышали все. А вот Rabbit in Your Headlights очень советую послушать. Это трип-хоп группа UNCLE с Йорком в качестве приглашенной звезды. Йорку очень идет электронное звучание и фортепиано.

О No Surprises я уже говорила, песня немножко о самоубийстве на фоне очень нежной музыки с колокольчиками. И в этой песне есть слова carbon monoxide. Люблю песни с такими словами :)



И последняя песня, которую я хочу поставить с этого альбома — Electioneering. Radiohead вообще очень много если не поют о политике, то имеют ее в виду. И конкретно этот трек я очень люблю, он шумный, дикий и злой.



Что-то такое же, но безнадежней и отстраненней будет на следующем альбоме. Здесь еще жизнь, там — 1982. На OK Computer есть еще Lucky, которая заканчивается мягким We are standing on the edge.
Для меня, любящей антиутопии и всяческий социальный и личный ад, это не альбом, а фансервис. Поэтому на OK Computer я люблю почти все.

Альбом на простоплеере


Kid A (2000) — самый любимый альбом

А вот и мой любимый альбом Radiohead. Он вышел и, кажется, вызвал небольшой шок. Никаких больше гитар, никакого рока. Это альбом очень холодной, стерильной электроники, практически IDM. Которая, тем не менее тоже может сваливаться в истерику и убаюкивать. Это альбом прекрасных ритмов, ритм из Morning Bell я, помнится, очень старалась научаться отбивать.
Его рекламировали на VivaZwei просто показывая какую-то снежную картинку под начало заглавного трека. Послушайте, какое оно загадочное и ледяное, это начало:



Здесь уже почти нет собственного голоса Йорка. Так же, как на Fitter Happier из прошлого альбома, здесь звучит робот. Когда альбом вышел, Йорк говорил, что Kid A — имя первого человеческого клона. Впрочем, это больше нигде не развивалось, хотя на мое восприятие альбома и повлияло. Кстати, альбом становится человечней к финалу :)

Следующий трек, мягко вытекающий из Kid A (на альбоме нет пауз между песнями) — The National Anthem. Я уже говорила об Electioneering выше, и вот здесь снова появляется государство и общество и снова шумно, грязно, рвано. И еще очень круто здесь звучат духовые. Один из моих любимых треков вообще:



Дальше идет How To Disappear Completely, тихий трек со словами «Меня здесь нет, этого всего не происходит». И это уже живой голос Йорка. Собственно, там больше ничего и нет, только куча звуков на заднем плане. Это очень похоже на колыбельную и в итоге этот трек перетекает в следующий, уже без слов. Я люблю этот трек за постоянное повторение I'm not here. This isn't happening., за дробные звуки, которыми он заканчивается. За тонкое долгое завывание в финале трека.



In Limbo — хаос из ритмов и звуков.


Idioteque — мой друг считал ее идиотской, а я очень любила. Во-первых, это уже совсем электронная и чуть ли не танцевальная музыка, агрессивная и сухая. Голос Йорка снова теряет живость, хотя на этот раз его не пропускали через вокодер. Он неприятный, неподготовленный и неблагосклонный слушатель не оценит, наверное :)
И еще здесь, в отличие от начала альбома This is really happening.



Morning Bell — вот он, ритм, который я училась отбивать. Даже научилась, но сейчас уже не смогу повторить. Голос снова электронный и слова Where'd you park the car? Clothes are all over the furniture. И потом Cut the kids in half. И Everyone wants to be a friend. Nobody wants to be a slave. Walking walking walking walking...
Песня о современной семье? :)



Заканчивается это все грандиозным треком с органом и арфами Motion Picture Soundtrack. Кажется, с лирическим героем альбома что-то случилось, хорошее или плохое. Я помню, что, слушая альбом, сочиняла историю клона, не совсем понимающего, что вокруг происходит и знакомящегося с миром. У меня он пож этот трек оставался на улице встречать рассвет. Мой первый фанфикшн? :)

Альбом на простоплеере


Amnesiac(2001) — альбом с крутыми песнями

Этот альбом вышел сразу после Kid A, почти без перерыва. И воспринимался как его прододжение. В нем нет внятной истории или концепции, но большинство моих друзей считало, что он лучше предыдущего. Я больше любила Kid A, но Amnesiac тоже был хорош. Собственно, песен так немного и они перемежаются треками без слов, почти эмбиентными местами. Вот что я любила и люблю:

You and Whose Army? — песня для того, чтобы наслаждаться голосом Йорка, кто умеет. Понятия не имею, о чем она, но начинается с моего любимого придыхания и просто очень хороша музыкально. Я там слышу блюз, как и на всем альбоме. Кстати, он очень американский, этот альбом.



Knives Out — быстрая, легкая песня, очень грустная, как почти все у Radiohead.



Life in a Glasshouse У этого трека есть альбомная версия, но я поставлю полную. Он записан с трубачом Хэмфри Литтлтоном. Мрачный, тяжелый (ну да, труба же) трек. И неясно, что резче, труба или голос. Когда я слушала, я поняла, что люблю голос Йорка из-за его похожести на медные духовые.





Hail to the Thief (2003) — назад на землю и немного о политике

Он внезапно оказался менее электронным, чем предыдущие. Здесь есть громкая песня-заявление 2+2=5, из которой и взято название альбома Hail to the Thief. Йорк, рассказывая о названии, упомянул Буша-младшего, и альбом стали считать политическим. Мне показалось, что он о реальности и простой жизни. Radiohead возвращаются на землю, хотя она бывает до странного неузнаваемой. Здесь волки, темный лес и чуть ли не вампиры :)

Например, электронный трек The Gloaming с приемом, который я люблю. Голос очень холодный и ровный, повторяет одно и то же, а в сопровождении все рассыпается, меняется, пульсирует и шумит.



Что-то такое было и в би-сайде Fog, там тоже цветные дымы из люков и крокодилы в канализации:



А в следующем треке There There темный лес в клипе и там-тамы в музыке. Это, наверное, главный трек альбома. И самый выделяющийся.



A Wolf at the Door — последний трек альбома. Я люблю его за речитатив, монотонный и заговаривающий. И волка в конце :)

I keep the wolf from the door
But he calls me up
Calls me on the phone
Tells me all the ways that he's gonna mess me up
Steal all my children
If I don't pay the ransom
But I'll never see him again
If I squeal to the cops
No no no no no no no



In Rainbows (2007) — альбом, который был выложен в интернете

Этот альбом известен тем, что продавался он не мэйджором EMI, с которым у Radiohead закончился контракт, а самой группой. Альбом был выложен для скачивания на сайте и можно было заплатить за него любую сумму. Или взять бесплатно.

Для меня этот альбом был альбомом года, когда я решила переехать в Москву. И слушала я с него почему-то только те композиции, которые знала до выхода. Дело в том, что в этот альбом вошли многие песни, которые Radiohead уже играли в различных версиях на концертах. И для меня он стал альбомом с некоторыми любимыми би-сайдами.

Например, Nude, ранее известный как Big Ideas



Или Weird Fishes/Arpeggi, которую я очень любила в прежней версии, которую почему-то не могу найти. Ставлю альбомную:



Но главный трек альбома для меня — Jigsaw Falling Into Place, очень простая и очень гитарная баллада. Снова почти речитатив в начале, почти без мелодии. И самое интересное, на третьей минуте, развязка. Кажется, это могла бы быть песня для бойз-бенда, если бы ее сыграли медленней. Или нет :)



И еще одна песня, не с альбома, а с бонуса. Down Is The New Up занимает меня прямо сейчас. Я расслушала ее буквально на прошлой неделе, прямо услышала заново и она попала по чувствительному. Офисные клерки, «в ваших услугах больше не нуждаются» и «хотите, я сделаю сальто?»
В конце Йорк не просто поет фальцетом, он поет юбер-фальцетом.

У песни есть официальный вариант, который был издан, в нем даже есть балалайки.



Но я больше люблю концертную фортепианную версию, в которой хорошо слышно голос. И она грустнее.




The King of Limbs (2011) — практически альбом Тома Йорка

Там нет ни одной песни, которую я бы прямо любила. Может, я уже была в том возрасте, когда трудно любить новое. Может, и это вернее всего, его сложно полюбить. Он не блестящий, не захватывающий. Я поставлю клип, ставший мемом — Lotus Flower

Альбом не плохой, нет. Он интересный, я вот и сейчас слушаю Lotus Flower и не могу поставить на паузу. Его просто сложно полюбить. В отличие от сольного альбома Тома Йорка Eraser (2006), например.



Альбом Тома Йорка Eraser (2006)

Что будет, если вырезать Йорка из Radiohead и слушать отдельно. Альбом крутой, он у меня в плеере постоянно. Я поставлю две самые любимые песни.

Harrowdown Hill — какая там гитара в начале и на протяжении всей песни! И я всегда с замиранием жду 3:25.



It was a slippery, slippery, slippery slope
It was a slippery, slippery, slippery slope
I felt me slipping in and out of consciousness
I felt me slipping in and out of consciousness

И тут снова гитара, как же я ее люблю! У Акиры Ямаоки есть такая же гитара, я долго висела на заставки SH The Room, чтобы ее послушать. Но эффектнее всего первые аккорды, дальше уже очевидная Испания. Я, наверное, напишу про Ямаоку отдельно. У Йорка гитара остается достаточно неконкретной.



And It Rained All Night — начинается как Planet Telex с The Bends. Но звучит совершенно иначе. Ритм здесь задают басы, словно мячик прыгает. И слышно и город, и дождь.
И это первая песня, которую я осознанно полюбила за слова. Ура! Я стала немного понимать английский!

The tick tock tick of a ticking timebomb
Fifty feet of concrete underground
One little leak becomes a lake
Says the tiny voice in my earpiece
So I give in to the rhythm
The click click clack
I'm too wasted to fight back
Tick tack goes the pendulum on the old grandfather clock



Альбом Джонни Гринвуда Bodysong (2003)

Сольный альбом самый младший участник группы записал раньше Йорка. Это был саундтрек к документальному фильму. Я не могла наслушаться им, хотя заполучила позднее, чем он вышел. Слушала незадолго до выхода сольника Йорка. И там снова была эта гитара. Я не представляю, люблю ли я что-то больше чем ее?



Слышно, что Гринвуд и Йорк думают в одну сторону, правда? Впрочем, другие треки совсем другие.
Если бы я водила ролевку по какому-нибудь модулю, у меня на фоне играл бы Bodysong. Жуткая история была бы, вероятно :)

Потом Гринвуд записывал отличные саундтреки к фильмам Пола Томаса Андерсона и за саундтрек к «Нефти» даже мог получить Оскар, если бы был допущен до участия.


Помимо перечисленных выше альбомов есть еще нежнейший альбом Фила Сэлуэя (2010), барабанщика группы. Его я ставить не буду, потому что не впечатлилась. Хотя слышно, что он из той, старой Radiohead. И вообще он простой-простой. Это не плохо, он хороший :) Впрочем, вот песня с альбома.

И есть еще песни, которые не входили в альбомы. Некоторые из них я очень люблю и хочу тоже включить в свой пост-монстр.

B-sides


You Never Wash Up After Yourself — песня о сраче :) Просто под гитару.



Where Bluebirds Fly — песня в которой Йорк просто стонет, не притворяясь, что поет.


Paperbag Writer — привет, Битлз.





И в этот момент вырубился простоплеер и я больше ничего не могу постить. Ок, мой монстр и так монстр.

Я любила и, наверное, люблю Radiohead, потому что они интересные. Потому что они так очевидно менялись все время. Потому что мне нравятся слова в их песнях и нравится, как они придумывают новые звучания. Как и все группы, конечно, но люблю я именно их.
Сомневаюсь, что они еще запилят что-нибудь крутое. Не то время, Но круто будет, если ошибусь.

Участники флэшмоба:
Студиозус пишет про менестрелей
Константин Редигер о Deаd can dance
Вербена о Queen
Alex Yager о Depeche Mode

Теперь можно и почитать других :) Я же ничего не знаю о DM или Deаd can dance!

@темы: guilty pleasure

URL
Комментарии
2014-09-27 в 02:57 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пост большой, а сейчас уже почти три, так что вынуждено разбиваю его на две части. Пока послушал до альбома Kid A.
Никогда раньше не слышал этих песен (кроме Creep, но в других исполнениях), а многие - хорошие. Завтра дослушаю вторую половину и пойму толком. Но в любом случае уже сейчас видно, что группа - интересная, а пост отличный.

2014-09-27 в 11:11 

Franz_k
Fugit irreparabile tempus
Спасибо за пост! Для меня Radiohead тоже самые-самые. Акценты привязанности немного другие, но тем более интересно было почитать. У меня самой вряд ли бы получилось так четко обозначить, что именно нравится в песнях, как раз потому, что «Radiohead все равно главная группа моей жизни». Там уже не только музыка и тексты, но и плотным коконом намотанные ассоциации-воспоминания-переживания.

2014-09-27 в 18:28 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Теперь послушал все целиком. Не думаю, что я буду много слушать Radiohead теперь, но кое-что буду и буду знать. Это было чертовски интересно.
Идея, мне кажется, вполне себя оправдала: я бы с радостью почитал такие же рассказы про другие известные (но не мне) группы.
Не монстр. Он милый. )

2014-09-27 в 20:27 

Макавити
not there!
Константин Редигер, сложно, оказывается, писать о чем-то, что любишь. Все кажется важным и нельзя ничего выкидывать. Получается сумбурно и мало похоже на правду. Но раз вы говорите, что вам было интересно, я спокойна. Мишн коплит. Если я буду писать еще один подобный пост, он будет меньше и собранней. Я надеюсь.

Franz_k, уиииии, друг! А что у тебя за акценты?
Это так громко звучит «Radiohead все равно главная группа моей жизни». Но что поделать, это правда :)

URL
2014-09-27 в 20:45 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Макавити, мне как раз понравилась полнота - чем больше, тем лучше представляешь себе группу.

   

O-O

главная